пятница, 10 апреля 2009 г.

²Красота . таинственная вещь⌡, но не она спасет мир

Из блога
http://community.livejournal.com/chto_chitat/4909129.html


Может кто-нибудь внятно объяснить: почему сегодня любовный роман, мелодрама, страсти-мордасти, писатели-женщины, наконец, так прочно оседлали книжный рынок? Отчего одна, но пламенная страсть с такой магнетической силой притянула к себе и полонила сердца читателей?

Нет, не согласен, что так было всегда. Можно даже назвать время рождения идеи. Как славно она зачиналась. Какой романтический восторг слова Достоевского вызвали, каким благостным елеем душу омыли! Красота спасет мир.

Достоевский, решая загадку женщины, смеши вает противоположные начала: с одной стороны, воспевает красоту возвышенную, божественную; но, с другой - поклоняется женщине вполне земной, а потому грешной. Именно ему принадлежит приоритет открытия силы Красоты, именно им сказаны самые проникновенные, самые задушевные слова о месте Красоты в жизни.

Вот какие горизонты мысль его обозначила, какие метафоры поэтические нарисовала: от удивительной силы, способной спасти мир, до страшной силы, готовой ввергнуть мир в пропасть, от великолепных слов о Красоте вдохновляющей, до тихих слов о Красоте таинственной, непознаваемой, в себе замкнутой.

Но уже современник Достоевского граф Лев Николаевич Толстой усомнился в его словах и показал, что не всех спасает та коварная красота, а, наоборот, кое-кого и окончательно гу бит. И в доказательство представил несколько мыслей, где всей силой таланта обрушился на слова Достоевского и попытался опровергнуть идею Федора Михайловича. В ход была пущена тяжелая артиллерия романов Анны Карениной и Воскресения, а затем Лев Николаевич с исключительной силой ударил козырной картой по спорной идее бессмертной Крейцеровой сонатой. Предполагается в теории, что любовь есть нечто идеальное, возвышенное, а на практике любовь ведь есть нечто мерзкое, свиное, про которое и говорить и вспоминать мерзко и стыдно.

Вот куда мысль метнулась, вот какой кульбит проделала: от страшной силы, готовой перевернуть мир, от великолепной идеи, способной спасти нас, от таинственной непознаваемой вещи, творящей чудеса, - до мерзости, мир потрясающий, о которой и говорить не хочется.

И к чему мы пришли сегодня? Схватка двух литературных гигантов закончилась чистой победой Достоевского. Хотя его идея Красоты и не спасла мир, но однозначно взяла в плен Литературу.

Спрашивается: остались ли еще писатели, которые не подпали бы под обаяние Достоевского и приняли бы точку зрения Толстого? Мне что-то никто в голову не приходит.



Смотрим еще
Р.С.Р.Р

Комментариев нет: